• Версия для слабовидящих

      Детский сад №28 г.Яровое

      Музыкально-тематическое занятие “Симфония блокадного Ленинграда”

      back-24838_640

      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      центр развития ребенка – детский сад № 28

      г. Яровое Алтайского края

       

      Музыкально-тематическое занятие

      на тему “Симфония блокадного Ленинграда”

      в подготовительной к школе группе

       

      Муз. руководитель: Шекера Л.В.

      Цель:

      Ознакомление дошкольников с историей своей страны. Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с предыдущими поколениями. Подготовка к активному участию в жизни социума.

      Задачи:

      • Познакомить воспитанников с историей блокадного

      Ленинграда.

      • Познакомить с историей создания композитором Д. Шостаковичем

      Седьмой симфонии.

      • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и

      поэтический материал.

      • Совершенствовать вокально-певческие способности.
      • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям,

      защищавшим Ленинград.

      Ход занятия:

      Дети входят в музыкальный зал и садятся на стулья.

      Муз. рук: Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о блокадном Ленинграде. Это сейчас город называется Санкт-Петербург, а много лет назад он носил это имя – Ленинград.

      Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами.

      (слайд №5)

      (слайд № 6)

      Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.

      (слайд № 7)

      (слайд № 8)

      (слайд №9)

      (слайд № 10)

      (слайд № 11)

      Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры. Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.

      Послушайте, какое стихотворение написал поэт Глеб Семёнов

      (читает ребёнок)

      Мы рыли рвы – хотелось пить.

      Бомбили нас – хотелось жить.

      Не говорилось громких слов.

      Был дот на каждом из углов.

      Был дом – ни света, ни воды.

      Был хлеб – довесочек беды.

      Была судьба на всех одна.

      Мы растеряли имена.

      Мы усмиряли потный страх.

      Мы умирали на постах.

      Мы умирали…

      Город жил – исполнен наших малых сил.

      (слайд № 12)

      (слайд № 13)

      (слайд № 14)

      (слайд № 15)

      Муз. Рук: Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.

      Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда.

      (слайд № 16)

      Послушайте стихотворение Юрия Воронова

      (читает ребёнок)

      В блокадных дня

      Мы так и не узнали:

      Меж юностью и детством

      Где черта?.

      Нам в сорок третьем

      Выдали медали

      И только в сорок пятом-

      Паспорта.

      В городе Ленинграде в это время жил наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

      (слайд № 17)

      Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.

      (слайд № 19)

      (слайд №20)

      (слайд № 21)

      9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.

      Сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».

      (слушание) (фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «Вторжение»)

      Муз. Рук: Ребята, в каком жанре написана первая часть?

      (ответы детей)

      Муз. рук: Какую картину вы представили, слушая эту музыку?

      (ответы детей)

      Муз. рук: Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.

      А какая эта музыка по характеру?

      (ответы детей)

      Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!

      В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.

      (слайд № 22)

      (слайд № 23)

      (слайд № 24)

      (слайд № 25)

      (слайд № 26)

      (слайд № 27)

      (слайд № 28)

      Муз. Рук: Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.

      (минута молчания) (фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза)

      На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.

      (песня «А. Филиппенко «Вечный огонь»)

      (слайд № 29)

      (слайд № 30)

      Муз. Рук: Война ещё продолжалась целых 1, 5 года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!

      Вечная память героям! Вечная им слава!

      (фонограмма «День Победы» Д. Тухманова)

      Презентация “Симфония блокадного Ленинграда”

      back-24838_640